Рейтинг@Mail.ru
 
 

Управление эмоциями – легко ли это?

По приглашению сотрудницы Национальной научной библиотеки Северной Осетии Бэллы Бициевой, куратора проекта «Новое время», в общем читальном зале состоялась очередная встреча наших читателей и посетителей с тренером по технике речи и ораторскому мастерству, преподавателем риторики, филологом и военным журналистом Еленой Воробьёвой. Тема беседы звучала так: «Управлять эмоциями – управлять жизнью» (эмоциональный интеллект).

Яркая, умная, красивая женщина, уверенная в себе, - она очаровала слушателей и знаниями, и умением их донести – доступно, интересно, иногда с юмором, и обязательно – с примерами из жизни.

Чем больше эмоций у человека, тем, конечно же, ярче и насыщеннее получается его жизненная палитра. Поэтому люди постоянно находятся в поиске положительных эмоций – через общение, музыку, фильмы, спектакли, чтение, путешествия, всевозможные хобби, а порой и через алкоголь и наркотики. Для контроля над эмоциональными реакциями нужно быть открытым как к своим собственным эмоциям, так и к состояниям других людей, быть готовым принять их, то есть обладать эмпатией. А также уметь воздействовать на окружающих, чтобы суметь задействовать свой эмоциональный потенциал.

Управление эмоциями — это способность человека чувствовать эмоции, давать им характеристику, а при необходимости — «регулировать» и даже подавлять их. Однако необходимо при этом помнить, что  подавленные эмоции часто являются причиной не только психических проблем человека, но и многих заболеваний, психосоматически тесно связанных с переживаниями. Как мы знаем, эмоции бывают позитивные, нейтральные, негативные. Способность различать эмоции учёные называют эмоциональным интеллектом.

Так как же нам управлять своими эмоциями? Что для этого требуется? Эмоциональными реакциями филигранно могут управлять те люди, которые знакомы с техникой управления эмоциями, а также имеют высокий уровень эмоционального интеллекта.

Люди с развитым EQ — эмоциональным интеллектом — понимают не только своё душевное состояние, но и настроение других. Они ловко управляют поведением, эмоциями, поэтому не испытывают проблем в работе и жизни. Кстати, воспитанный человек отличается от невоспитанного, в первую очередь, тем, что он умеет управлять своими эмоциями даже там, где это трудно и не хочется. Развитая личность контролирует свои эмоции, умеет управлять своими эмоциями и состояниями, умеет владеть собой.

 Обязательным условием управления эмоциями является  умение уверенно расслабляться в самых разных  обстоятельствах, привычка следить за спокойным состоянием своего тела. Это умение можно развивать, тренировка даёт отличные результаты. Алгоритм работы с эмоциями предполагает определение главной эмоции и причины её возникновения, умение реформировать эту причину, то есть изменить своё отношение к событию, заменить (по возможности) отрицательную эмоцию на положительную. Помимо этого необходимо уметь управлять своим вниманием, тренировать мимику и жесты, уметь использовать богатый набор тембров своего голоса. А ещё – развивать воображение, погружая себя в «предполагаемые обстоятельства», уметь управлять своим дыханием и даже осознавать некие внутренние выгоды во вроде бы негативных для себя эмоциональных состояниях.

Конечно, в принципе не всеми эмоциями может управлять даже тренированный человек, но стремиться к идеалу следует всегда. А для этого как раз нужна практика – чем и занялась аудитория под руководством Елены Воробьёвой, рассказавшей и продемонстрировавшей некоторые из практических упражнений на заданную тему.